На прошлой неделе правительственная делегация отчиталась перед жителями райцентра Оймяконья. Вниманию устьнерцев представили видеосюжет о достижениях Якутии в социально-экономической сфере за прошедший год.
Руководитель правительственной рабочей группы, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев, в докладе коротко отметил основные итоги деятельности региональной власти за отчётный период.
Первой темой в своем докладе В.М. Сивцев проинформировал, что в аэропорту «Усть-Нера» была проведена реконструкция. Некоторое время, по причине выполнения работ на части взлетно-посадочной полосы, полеты практически не осуществлялись.
— Мы постоянно были на связи с Росавиацией и с подрядной организацией, чтобы как можно быстрее выполнить реконструкцию по всей длине полосы. На сегодняшний день она выполнена, имеется заключение о завершении первого этапа реконструкции. Вместе с тем, пока существуют некоторые ограничения и сложности по работе аэропорта, потому что в данное время работа недоделана и аэропорт «Усть-Нера» функционирует как авиаплощадка. Например, установка сигнального оборудования и некоторых элементов аэродромного комплекса пока не выполнена, работы будут завершены до 30 июня текущего года. После этого по аэропорту «Усть-Нера» будет получен сертификат, и, соответственно, статус авиаплощадки поменяется. Это означает, что частота рейсов вновь вернется — не менее 4-х раз в неделю, что позволит перевозить больше пассажиров.
Существуют две причины задержки авиарейсов — метеоусловия и техническое состояние самолета. Под метеоусловиями надо понимать наиболее сложные природные явления – метели, экстремально низкие температуры и т.д. Например, в Усть-Нере — это туманы, когда пилотам очень сложно совершать посадку, так как аэропорт находится в горной местности.
Техническое состояние авиапарка, к сожалению, на сегодняшний день является острым вопросом. Например, некоторые модели самолетов достаточно старые. Канадский «Бомбардье» находится под санкциями, не всегда можно найти запчасти. Поэтому, если что-то не исправно, пилот и командир воздушного судна в любом случае исходят из вопроса безопасности. Пока технические службы не убедятся, что самолет полностью исправен, вылет не выполняется.
— Из-за метеоусловий тоже происходят накладки. Бывает, что два-три дня не осуществляется рейс, например, в Депутатский, а затем авиакомпании начинают «догонять» свои расписания. Можно встретиться и с тем, что вообще отменяют рейс, но чаще всего его задерживают, и обязательно в последующем выполняют. Мы ставим задачу, чтобы наших пассажиров обязательно, хоть и с задержкой, но обслужить, — пояснил профильный министр.
В диалоге населения с рабочей группой устьнерцы из разных сфер деятельности задали волнующие их вопросы. Приводим некоторые из прозвучавших вопросов, а также ответы на них чиновников.
Депутат Улусного Совета Владислав Житенев озвучил следующие проблемы: о ремонте бассейна в детском саду «Петушок», о каптажной галерее, о подготовке проектно-сметной документации по ремонту свай и замене радиаторов системы отопления средней школы им. И. Хоменко, о ремонте тротуаров в п. Усть-Нере, о вывозе крупногабаритного мусора, об автошколе ДОСААФ и станции техосмотра, об обеспечении каменным углем по приемлемой цене жильцов частного сектора райцентра Оймяконья.
Николай Давыдов, заместитель начальника производственно-технического управления АО «Теплоэнергосервис» — о реконструкции каптажной галереи:
— На проектно-сметную документацию (ПСД) по реконструкции каптажной галереи заложены средства по Инвестпрограмме на 2025 год. Таким образом, со следующего года начнутся проектно-изыскательские работы (ПИР). После этого будет принято решение по реконструкции водоочистной станции в Усть-Нере.
В школе им. И. Хоменко мы произведем замеры температуры в помещениях. После этого примем технические меры.
Владимир Сивцев — о цене на уголь: — Если жильцы домов частного сектора отдельно закупают и доставляют для своих нужд уголь, при этом их затраты на коммунальные услуги превышают 30% от доходов, соответственно, они вправе получать субсидию, которая предусмотрена в таком случае. Отделения Агентства субсидий функционируют в населенных пунктах республики. Если затраты на приобретение каменного угля на сегодняшний день по цене 15 тысяч за тонну превышают третью часть доходов этих граждан, соответственно, устьнерцам необходимо заявлять в установленном порядке в Управление социальной защиты.
Виктория Понамарчук, и.о. главы МО «Поселок Усть-Нера» — о ремонте тротуаров:
— С прошлого года мы начали ремонт тротуаров в Усть-Нере. Была заасфальтирована первая улица им. Кривошапкина, и уже в сентябре начали подготовку тротуаров по улицам Коммунистическая и Кривошапкина. Произвели их отсыпку для того, чтобы в этом году до 1 июля забетонировать и произвести полностью ремонт. Также у нас на этот год будут проведены ремонтные работы по улицам Гагарина, Советская и Трудовая. То есть они проводятся, а были начаты еще в прошлом году.
Владимир Сивцев — о ремонте дорог п. Усть-Нера:
— Как уже говорили ранее, в текущем году по плану стоит ремонт дорог по улицам Коммунистическая, Советская и Трудовая. На эти цели были предусмотрены субсидии из республиканского бюджета. Уверены, что найдем возможность отремонтировать еще несколько улиц райцентра.
Поскольку асфальтобетонный завод находится здесь и еще в этом году точно будет функционировать на этой территории, мы надеемся, что именно благодаря данному факту поселку можно будет получать как асфальт, так и бетон. Этот вопрос мы тоже заранее прорабатывали. Пока завод территориально находится в Усть-Нере, работая на федеральных участках, надо в любом случае успеть с ремонтом местных дорог.
По части технического осмотра и выдачи водительских удостоверений: — Насколько я знаю, в арктических и северных районах не так много техники и в целом транспортных средств. Открывать здесь станцию технического осмотра экономически не выгодно. Тем более требования к нему с 2020 г. возросли. В этой связи потребность арктических зон стараемся закрывать с помощью передвижных диагностических линий казенного предприятия «Дороги Арктики». Один раз в прошлом году они работали и в Оймяконском районе. Но законодательство требует проводить техосмотр дважды в год. Предприятие базируется в Арктике, где только определенный период года открыт автозимник. Более того, каждые два года передвижная диагностическая линия должна приезжать в Якутск на поверку. По маршруту проезда в региональную столицу, попутно, они и проводят техосмотры.
С данной проблемой мы знакомы. Решить ее полностью государство не сможет, так как это прерогатива субъектов малого и среднего предпринимательства. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) над этим вопросом работает, имеются и соответствующие указания надзорных органов по этой проблематике. Мы просили увеличить выделяемые средства для стационарных пунктов, но, к сожалению, пока возможности бюджета ограничены. Есть предложение отработать по данной проблеме с крупными ресурсоснабжающими или подрядными организациями, с недропользователями, которые в своих интересах могли бы здесь открыть станцию техосмотра. Об этом говорили с местным руководством. В данном направлении имеются также механизмы поддержки, субсидирования и льготных займов от фондов предпринимательства.
Андрей Марков, как индивидуальный предприниматель и руководитель пункта технического осмотра поднял вопрос продления договора аренды здания ДОСААФ. Также как ИП, занимающийся пассажироперевозками, устьнерец А.Ю. Марков затронул актуальные вопросы установки автономных пунктов связи и обогрева на участке автодороги федерального значения от п. Усть-Неры до г. Сусумана Магаданской области, возмещение Социальным фондом затрат по автотранспортным расходам пенсионерам один раз в два года при перемещении из одного региона в другой.
Дина Фасхутдинова, начальник Управления образования подняла темы сохранения и поддержания всех зданий и сооружений образовательных учреждений района в надлежащем состоянии, о выделении средств на качественные и своевременные ремонтные работы, о полномочиях учредителя. Также Д.С. Фасхутдинова говорила о необходимости включения в состав правления улусного Фонда социально-экономического развития, функционирующего 4 года, представителей сферы образования.
Руслан Платонов, директор ГКУ «Центр ресурсного обеспечения развития образования»: — Хотелось бы разъяснить, что существует федеральная программа «Модернизация школьных систем образования», которая работает с 2022 года. Создана она по поручению президента страны В. Путина. Это двухлетняя программа, через которую в нашей республике в 2022 году в 38 школах провели капитальный ремонт, в 2023 году он был сделан уже в 57 школах. В итоге в Якутии отремонтировано 95 школ на общую сумму 5 миллиардов 108 миллионов рублей. И эта программа в текущем году завершается, но остается еще 14 объектов по республике, в основном в Арктике.
Сейчас мы работаем с Дирекцией «Школа 2025» — это подразделение Министерства просвещения Российской Федерации, предметом деятельности которой является сопровождение реализации программ и проектов в сфере образования. Мы подняли позитивную волну по всей стране, и сейчас многие жители России из всех регионов не хотят, чтобы эта программа закрылась. Потому что с момента развала Советского Союза программа действительно помогает селам, поселкам, городам именно ремонтировать школы. Скажу больше, будет разработана программа модернизации дошкольных систем образования (это касается детских садов), которая начнется с 2025 года. И детский сад «Петушок» п. Усть-Неры сегодня, по информациям и Минобра, и и.о. главы Оймяконского района И. Максимова, стоит в очереди на ремонт по данной программе. Сегодня вся республика ведет заявочную кампанию. То есть все улусы, все районы готовят документы на капитальные ремонты детских садов. В этом году кампания стартует, и мы посвятим его подготовке списка ремонтов детских садов в республике.
По средней школе им. И. Хоменко. Там проводился капитальный ремонт стоимостью 37 миллионов рублей. Проводила его строительная компания «Стройкон» — известная в республике, в которой работают уроженцы Абыйского района. Люди, которые знают, что такое Арктика, что такое ветра и суровый климат. Здесь, по информации и.о. главы района Ивана Максимова, есть вопрос о том, что, возможно, были сделаны не те работы. Контроль должны были вести со стороны администрации муниципального района, Управления образования и директоров школ. Везде, я соглашусь, во всех районах есть недоделки, недочеты, но та организация, которая взялась за капитальный ремонт, имеет гарантийные обязательства, рассчитанные на 5 лет. То есть они завершили работы в 2023 году, в августе. И сейчас согласно 5-летнему гарантийному сроку они должны устранить нарушения.
По всем вопросам были даны подробные комментарии ответственными лицами правительственной группы.
Также присутствующие устьнерцы могли отправить вопросы в президиум в письменном виде.
— Какая работа проводится по бродячим собакам?
Виктория Понамарчук, и.о. главы п. Усть-Нера: — В 2023 году из субсидии на эти цели нам выделили 28 тысяч. Мы отловили три особи, которых стерилизовали и чипировали. В микрорайоне «Нерский» построен пункт передержки. Работа еще ведется, будем заканчивать в этом году, построим вольеры, будки для гуманного содержания животных. В этом году у нас финансирование идет из республики — 66 тысяч, это на 6-7 собак. Объявления по проведению отлова в газете жители поселка могли видеть. Всю информацию мы давали. Набираем бригаду по гуманному отлову животных, с 1 марта будет объявлен на это конкурс. В ветеринарии нет специализированных бригад, которые могли бы осуществлять отлов. Поэтому с 1 марта заключим договор по отлову бродячих собак. Будет также дано дополнительное объявление в СМИ, чтобы все домашние питомцы содержались на привязи, потому что много собак бегает по поселку с ошейниками.
Владимир Сивцев, руководитель рабочей группы:
— Закон по разрешению усыпления собак на стадии решения. По всей стране имеются такие прецеденты. Право решать регионам предоставлено. На сегодняшний день такая работа проводится, Департамент ветеринарии готовит соответствующий законопроект.
Я думаю, что в этом году какое-то решение будет принято. В любом случае, пока год только начался, сессии в парламентах пока еще не проводились. Но в ближайшее время, думаю, этот вопрос будет рассмотрен. Он везде ставится, не только в Усть-Нере, практически во всех районах региона. В Якутске были несчастные случаи. Повторюсь, по этому вопросу существует несколько мнений. Но мы обязательно внесем его в протокол, скажем, что население Усть-Неры в большинстве своем считает возможным разрешить усыпление животных без хозяев.
— Температура воздуха измеряется в 7 километрах от Усть-Неры. Нельзя ли установить измерительные приборы по месту нахождения школ? Ведь разница температуры в несколько градусов — это немаловажно для наших холодов. Мы заботимся о безопасности детей.
Неоднократно обращались в Управление образования, администрацию п. Усть-Нера. Как решить данную проблему?
Эдуард Пихтин, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я):
– Я буквально сейчас связался с руководителем Росгидромета Вячеславом Шехировым. Он отправил мне ответ, поскольку это в рамках федеральных полномочий. Можно посоветовать администрации п. Усть-Нера приобрести автоматизированный метеорологический комплекс и установить его в поселке. Нужны определенные условия для его установки, подальше от зданий, чтобы избежать искажений данных. Практика такая имеется в с. Кэскил Томпонского района, где сельская администрация приобрела и установила подобное оборудование. Оно поверенное, работает и температура четко определяется именно в районе школьных учебных заведений.
Многие ключевые вопросы, которые были внесены в протоколы предыдущих правительственных отчетов, исполнены или находятся на стадии решения.
Основная часть заданных вопросов вошла в проект итогового Протокола правительственного отчета. После проведения ВКС с руководством улуса, в первых числах марта, будет составлен итоговый Протокол по отчетной кампании правительства в Оймяконском улусе. Руководитель группы В.М. Сивцев пообещал приехать в Оймяконский район в будущем году во время отчета органов исполнительной власти РС (Я).
Юлия Фролова
Фото Д. Юдаковой