Наша республика славится самой большой территорией в стране. Якутия расположена в зоне с резко-континентальным экстремальным климатом, здесь царит вечная мерзлота, есть сразу два полюса холода – в Оймяконском и Верхоянском улусах… Ну, а то, что регион наш знаменит на весь мир длительной зимой с сильными морозами, обильными снегопадами, когда толщина снежного покрова порой достигает двух метров и больше, и говорить не приходится.
Именно по Якутии протекает одна из самых больших рек не только в Якутии и России, но и во всём мире – красавица Лена. Наша республика — это тысячи озер, множество больших и малых рек, красивейшие горные хребты. Народ Якутии, закаленный ледяной стужей, а летом испытывающий сильную жару, живет и трудится на своей исконной земле испокон веков…
Суровую зиму хоть и очень долго, но верно сменяет весна. Люди от души радуются длинным, солнечным и теплым дням. Испокон веков якуты-скотоводы говорили, наконец-то, минули суровые морозы и можно сказать, успешно перезимовали.
Но… с приходом теплых дней яркое солнце согревает не только души якутян. Оно начинает «работать»: тают снега, реки и озера освобождаются ото льда. Наступает распутица, бездорожье. А это, в свою очередь, порождает ряд проблем: дороги раскисают, автозимники через большие и малые реки закрываются, и почти половина населения республики в этот период на длительное время оказывается отрезанной от центра. Ни на машине не проехать, ни на лошади, ни на оленях… И наступает то время, когда в некоторые населённые пункты, как в известной песне: «только самолётом можно долететь».
Но и с этим транспортом в последние годы, а именно с нулевых годов, возникли большие проблемы для северных и отдаленных улусов. Малая авиация, а именно любимая народом «Аннушка» — АН-2, была давно списана. А для новых моделей самолетов — другие требования по посадочной полосе, ГСМ, по запчастям и т.д. Да и цены на авиабилеты «кусаются».
Поэтому народ с самолетов пересел на такси, цены на которые тоже взлетели до небес. Но и здесь имеются свои проблемы. В зимнее время междугородное такси ездит по автозимнику, во время распутицы же и этот вид транспорта становится недоступным. Таксисты-междугородники ждут, когда реки очистятся ото льда и начнут ходить паромы. А этого приходится ждать месяцы.
Понятно, что люди хотят на это время, даже переплатив, долететь до родных поселений на самолете, это быстрее и надежнее. Только вот авиакомпания «Полярные авиалинии» не спешит запускать дополнительные рейсы. Причины, справедливости ради, имеются. Это и нехватка воздушных судов, и отсутствие запчастей… Как уведомляет авиакомпания, в настоящее время в исправном состоянии у них остается один Л-410 с ресурсным остатком авиационных двигателей на 30 часов.
И вот здесь начинается переписка… Руководители Оймяконского улуса обратились с просьбой оказать содействие в решении данной проблемы к тогдашнему депутату Ил Тумэн С.М. Афанасьеву. Сахамин Миланович, став сенатором РФ, обратился к председателю Правительства РС (Я) К.Е. Бычкову, который, в свою очередь, направил обращение в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС (Я). Результат переписки известен: выделить дополнительный рейс малой авиации невозможно по ряду причин (см.выше). Всё, приехали, как говорится…
А что может сделать депутат регионального Госсобрания или даже сенатор России от РС (Я)? Обратиться в Правительство РС (Я) с просьбой изыскать возможность помочь жителям отдаленного улуса и организовать дополнительный рейс по маршруту: Маган — Теплый Ключ – Томтор. Сахамин Афанасьев, конечно, в силу своих полномочий настойчиво и неоднократно обращался в правительство республики. Но вопрос не решен, и что самое печальное — не решается и похоже, вряд ли решится…
Напомню, когда-то в 90-е годы по маршруту Якутск — Оймякон два раза в неделю выполнялся авиарейс на АН-24. Это было очень удобно для сельчан. Тогда народным депутатом Верховного Совета РС (Я) 12 созыва (1990-1993 гг.) был уроженец Оймяконья В.С. Винокуров. И он мог тогда добиться решения этой проблемы.
А сейчас, в 21-м веке, остаётся только пожелать людям набраться терпения и ждать, когда просохнут дороги, реки очистятся ото льда и запустят паром. А там добираться до столицы республики на такси, хотя это утомительный и долгий путь. Для многих это тяжёлое испытание, ведь среди пассажиров есть и пожилые, и дети, и больные люди…
Маргарита Винокурова, Почетный гражданин Оймяконского улуса,
бывший глава Ючюгейского наслега,
кандидат педагогических наук, заслуженный работник
образования РС (Я), член СЖ России, общественный
корреспондент СМИ республики, г. Якутск