Оймяконский Центр содействия семейному воспитанию: день сегодняшний

В рамках Года семьи, объявленного в России, мы встретились с руководителем Оймяконского центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ) Анной Муратовой. Она рассказала о приоритетах в работе детского учреждения,  воспитательной деятельности и о трудовом коллективе.

По словам Анны Викторовны, в данное время в Центре проживают 30 воспитанников, большинство из которых в возрасте  от 10 до 17 лет, преимущественно из разных районов Якутии. Рассчитано детское учреждение на 40 подопечных. Как и ранее, ЦССВ функционирует по типу семейного воспитания, сейчас семей —  четыре.

— Детей-сирот, у которых умерли оба родителя или единственный родитель, —  меньшинство. Только один ребенок на сегодняшний день в нашем Центре  является сиротой. Остальные – социальные сироты, то есть их кровные родители живы, но по разным причинам эти дети не воспитываются в семьях, — проинформировала А.В. Муратова. — Если ребёнок попадает в наше учреждение, значит, ситуация в семье сложная, раз не нашлись близкие, которые могли бы взять его к себе. Как правило, у всех воспитанников Оймяконского Центра имеются родственники, с которыми они общаются. Возможно, у них нет возможности взять ребенка на воспитание к себе или сложилась какая-то иная ситуация…

Одна из самых частых причин социального сиротства —  злоупотребление родителей алкоголем. К сожалению, несмотря на юный возраст, у большинства ребят имеются прошлые травмы и непростой жизненный опыт. По идее, вся система детских учреждений подобного типа должна строиться на устранении последствий этого опыта, создании условий для здоровой социализации. В идеале к каждому ребенку нужен индивидуальный подход — государство должно позаботиться о том, чтобы дети, которые остались в одиночестве, получили все необходимое для полноценной жизни в обществе, — отметила руководитель учреждения.

Как пояснила Анна Викторовна, приоритет в работе возглавляемого ею Центра  – стараться возвращать несовершеннолетних на воспитание родителям либо родственникам. Из любых, даже самых хороших условий, каждый  ребенок хотел бы попасть домой.

— С семьями, находящимися в социально опасном положении, работают специалисты органов системы профилактики, нашего Центра, отдела опеки и попечительства улусной администрации. Есть единичные случаи, когда удается вернуть ребенка в родную семью. Дети знают своих родителей, любят их и ждут, — уверена Анна Викторовна. —  Мы разрешаем встречаться воспитанникам с их родными на нашей территории, в здании Центра. Да, все это требует от сотрудников дополнительной ответственности. Но здесь важно понимать главное —  мы работаем в интересах детей.

— В детском учреждении активно работает механизм передачи детей на воспитание в приемные (замещающие, опекунские) семьи. Переход к приемным родителям — это непростой для ребенка этап. Бывают разные случаи. Например, в опекунской семье может не получиться выстроить доверительные отношения. Ребенок может чувствовать, что его вырвали из кровной семьи, у него очень высокий уровень недоверия к миру и взрослым — благодарности взяться неоткуда. По крайней мере на том этапе, когда ребенок адаптируется к семье. Может быть, со временем, произойдет переоценка этой ситуации. Это большой труд и для ребенка, и для родителей — научиться жить в приемной семье.

— На базе Оймяконского центра в помощь таким семьям работает Школа приемного родителя.  В ней могут обучаться в течение 1,5 месяцев все желающие в очно-заочном формате на безвозмездной основе. По завершении учебы  вручается свидетельство. Родственникам детей такую школу проходить не нужно, — объясняет директор ЦССВ А. Муратова.  – В Усть-Нере имеется хороший опыт, когда ребятишек берут  в  замещающие семьи.

Практикуется и «гостевой режим», когда воспитанника временно передают в семьи на каникулы, на выходные или праздничные дни. К сожалению, не многие знают о такой практике. Например,  в Усть-Нере много семей, чьи дети выросли и уехали, а родители хотели бы уделять время детям, общаться с ними. Необходимые документы (а их не много) для этого оформляются в Отделе опеки и попечительства. Нужно понимать, что, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в кино, а, к примеру, к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы. Чтобы внешняя жизнь  не представлялась ему сплошным  развлечением и происходила социализация.

— Не за горами лето.  Как и каждый год, в Оймяконском ЦССВ побеспокоились о летнем отдыхе и оздоровлении детей. В июне  младшая возрастная группа будет посещать детскую площадку на базе Усть-Нерской СОШ им. И. Хоменко.  Затем часть наших детей едет в Анапу в санаторий «Соловей», часть – в санаторий «Белокуриха», — рассказала о планах на лето Анна Викторовна.

По доброй многолетней  традиции  с детским учреждением сотрудничают шефы и друзья, которые участвуют в его жизни, оказывая разностороннюю помощь и содействие: «Аэропорты Севера», Оймяконская ЦРБ, ОФ АО «Теплоэнергосервис», ООО «Ураты», Сбербанк, ИП —  И. Стенин, Г. Зарянская, Т. Горон и др. Практикуется и наставничество,  семью №  7 курирует АО «Сарылах-Сурьма», у семьи № 5 наставники – АО «ГРК «Западная».

На базе Центра функционируют разные кружки по увлечениям: «Золотой локон» и рисование (рук-ль Людмила Семенченко), трудового воспитания (Дмитрий Аяров), «Хомус» (Мария Гермогенова), «Подросток и закон», «Профориентация» (Валерий Носиков).

— В свободное от учебы время воспитатели стараются  прививать нравственные идеалы и давать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Ведь ребенок, выросший без духовно-нравственного стержня, склонен к эгоизму и деградации. Так, совсем недавно с ребятами ходили на горнолыжную базу, принимали участие в концерте к 9 Мая и других мероприятиях разного уровня. Несколько девочек, посещавших воскресную школу при храме Успения Пресвятой Богородицы, приняли на днях крещение по собственному желанию, — рассказала руководитель.

— Сегодняшний коллектив насчитывает 35 человек, в число которых входят как педагогические работники, так и обслуживающий персонал. Существует проблема нехватки воспитателей (с педагогическим образованием), педагога музыкального обучения, педагога-психолога, — сетует Анна Викторовна. – Хотелось бы иметь и  собственный автотранспорт для перевозки детей взамен устаревшего и не соответствующего требованиям автобуса.

— Центр содействия семейному воспитанию сегодня — это учреждение, призванное максимально заменить семью, которой ребенок лишился. Следовательно, основная наша функция  – не образовательная (хотя она очень значима), а функция замены семьи. То есть обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, комфорта, привитие  таких навыков, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно строить свою благополучную семейную жизнь. Ребят приучаем ко всему: дружбе и взаимопомощи, старших – заботиться о младших, ответственному отношению к учебе и выполнению домашних обязанностей: готовить еду, убирать, стирать.  Я думаю, что это обеспечит  формирование знаний и навыков в жизненно значимых ситуациях, — рассказала начальник детского учреждения А.В. Муратова.

 

Юлия Фролова

Фото предоставлено ЦССВ

Читайте дальше