Заслуженный учитель России, краевед Мария Боярова: Мои ученики и мои кружковцы — неразделимы с моей судьбой

Сегодня  юбилей у Марии Поликарповны БОЯРОВОЙ (1944),  заслуженного учителя РФ, Почетного работника общего образования РФ, Учителя учителей РС (Я), отличника культуры РС (Я), обладателя знака РС (Я) «Гражданская доблесть», Почетного гражданина Оймяконского улуса, краеведа, основателя Литературного музея, посвященного творчеству репрессированных писателей — строителей Колымской трассы, при Томторской средней школе им. Н.М. Заболоцкого-Чысхаана Оймяконского района Якутии. Накануне значимой даты мы побеседовали с уважаемым педагогом, любимой мамой и бабушкой, настоящей патриоткой своей малой родины – Оймяконья.

— Мария Поликарповна, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, родителях. Какие самые яркие впечатления  детских лет?

— Детство мое было такое же, как и у всех детей военных и послевоенных лет. Голод не воспринимали как трагедию, потому что у всех не хватало еды. Хорошо, что отцы у всех были охотниками, то и дело приносили в избу дичь, рыбу, зайцев… Но все это в раннем детстве…

В моей жизни все изменилось с арестом отца. Бригадир, лучший охотник, получив известную «сталинскую медаль», по дороге домой выпалил слова: «Ну, что я с ней буду делать? Лучше бы килограмма три муки дали, хоть детишкам испек бы лепешек…». Слово —  не воробей, вылетит — не поймаешь… Донесли, пришли за ним, заперли в амбаре.

Я была первым его ребенком, поэтому он очень меня любил. Все перерыли в скудном жилище, даже перетрясли коробку для тряпичных кукол у сестер. Забрали единственную корову. В последнюю ночь меня, видимо,  пожалели, пустили к нему с маленькой подушечкой. Ее он взял с собой и вернулся с ней спустя несколько лет. Обвинен был отец по 58 статье, как троцкист. Он, неграмотный колхозник, наверное, до конца жизни так и не узнал, кто такой «троцкист», изучать жизнь Троцкого и переписываться с его оставшимися в живых родственниками потом пришлось мне.

Детство мое было омрачено тем, что во мне крепко въелось чувство страха и непонятной вины перед всеми. Это вгоняющее в закрытость чувство закомплексованности преследовало детство и юность, тем более меня не брали в интернат до старших классов. Отец вернулся, стал снова передовиком, не сходил с Доски почета. Но в 1962 году его пригласили на слет передовиков. По дороге по вине пьяного шофера и бригадира машина перевернулась. Люди, ехавшие в закрытом фургоне, получили разные травмы, а моего отца спасти не удалось.

Мне неловко от того, что на закате жизни изменилась дата моего рождения. Метрика (свидетельство) потерялась, тогда и вовремя заполнять документы было некому. Видимо, мама перепутала мое свидетельство со свидетельством умершей сразу после рождения сестры… Только в прошлом году мой сын Спиридон нашел в архиве подлинную запись о моем рождении, поэтому пришлось поменять паспорт на восьмидесятом году жизни…

—  Как все начиналось, почему Вы выбрали именно эту профессию? Поделитесь, что самое ценное в работе учителя?

Школу я окончила хорошо. Замечательная русская женщина, учитель русского языка и литературы, Орлова Анна Федоровна сыграла исключительно важную роль в моей судьбе. То, что я полюбила профессию учителя филолога — это ее заслуга. А в университете моей путеводной звездой стала профессор Самсонова Тамара Парфеньевна. Ее легендарный кружок, готовивший учителей русского языка и литературы в якутских школах, стал настоящей кузницей творчески работающих учителей. Гордое звание «кружковцы Самсоновой» живет по сей день. Ежегодно проводятся «Самсоновские чтения»,  педагогическую династию Самсоновых знает вся республика, имена этих просветителей увековечены в многочисленных книгах, в названиях школ и центров дополнительного образования. До конца своей долгой и ярчайшей жизни Тамара Парфеньевна оставалась Учителем, Наставником, Другом, чем я безмерно горжусь.

—  Как патриот своего родного края Вы заботитесь не только о настоящем и будущем, но и думаете над прошлым. Как и когда пришла идея создания уникального литературно-краеведческого школьного музея? Сложно ли было  совмещать работу в школе учителем и руководителем музея?

— Тема репрессий волновала меня всегда. Отец мало говорил о своей судьбе, но всегда с особой гордостью рассказывал об Алексее Федотовиче Боярове, говорил, что надо получить образование как он, чтобы стать умным человеком. Позже я узнала, что Алексей Федотович Бояров — один из первых наркомов образования и здравоохранения, строивший вместе с Аммосовым и Ойунским советскую власть, человек легендарной судьбы, организовавший первые ликбезы, библиотеки, музеи, талантливый поэт, переводчик. «Красный шаман» Ойунского, переведенный им и Черных-Якутским на русский язык, получил похвалу самого Максима Горького при личной встрече. Он был на похоронах В.И. Ленина, стоял у истоков создания журнала «Чолбон», записал с братом Михаилом уникальное олонхо П. Говорова  «Мүлдьү Бөҕө» (двухтомник, изданный А.Н. Жирковым — это шедевр на сегодняшний день) и т.д. Его имя сегодня носит УДК в с. Игидэй Таттинского улуса, выпущен двухтомник о его жизни и трагической судьбе. Потом я часто задумывалась над тем, почему мой другой дядя по линии уже матери — Н.М. Заболоцкий-Чысхаан, такой тихий, спокойный, скромный человек в молодости был объявлен «врагом народа». Это все где-то в глубине души всегда ложилось тяжелым грузом.

И когда я начала работать в Томторской средней школе, в руки попалась книга Бориса Ручьева «Магнит-гора». Вот эта маленькая книжка полностью перевернула мою душу, заложив начало последующей поисковой работе. Об этом  я много писала, и, надеюсь, нет смысла повторяться. Во всей поисковой работе главным моим помощником стал Спиридон Васильевич, он же был инициатором создания музея.  Работа по музею отнюдь не мешала учительской работе, наоборот, даже помогала отходить от рутинного отношения к урокам, подталкивала разнообразить материал, делать его интереснее и теснее связывала с краеведческой темой.

Сейчас в музее около тридцати литературных имен. Это люди, которые оставили потомкам литературное и духовное завещание, написанные кровью сердца и призывающие всегда: такого не должно быть больше! Человек рождается для жизни, любви и созидания, он всегда должен чувствовать защиту своего Отечества. Только взаимное уважение способно совершать благо жизни, поэзия должна окрылять и вдохновлять, чтобы мир и благополучие царили на земле.

Я к своему музею отношусь трепетно… Хочу, чтобы он оставался хранилищем истории, интересным и познавательным. Чтобы материал постоянно дополнялся и чтобы дети, бывая в нем, загорались желанием узнать еще  больше о родном крае.

Мои ученики и мои кружковцы — они неразделимы с моей судьбой. Это те, кто сделал мою жизнь яркой и счастливой. Их интерес к поэзии, литературе и истории  родного края — это главная награда в моей судьбе. На переменах музей никогда не пустовал: заходили просто общаться, интересоваться новым, делиться  тем, что интересного узнали, репетировать стихи… В их желании лучше довести содержание произведения слушателям я всегда видела чувство отдачи и благодарности. И это всегда окрыляло и вдохновляло. Я никогда не забуду наши многочисленные поездки, выступления, общение с разными людьми. И, надеюсь, мои ребята тоже. Вообще, быть учителем, быть другом для детей, их наставником — это прекраснейшая профессия. Любить детей сердцем, душой, разумом — самое великое счастье!

За более полувека времени у меня много учеников. Одни пошли по моим стопам — это особая гордость, другие избрали путь в литературу через свою профессию, журналистику, театр… Это вызывает чувство восхищения и благодарности. Третьи просто стали хорошими людьми, прекрасными семьянинами, порядочными и честными… Самое главное в любом ученике, чтобы он сохранил человеческое тепло.

Я очень дорожу своим коллективом, дружным и легким на подъем, активным и креативным. Там много моих учеников, а руководит ими Алена Владимировна Егорова, тоже моя ученица, которая была и остается всегда моей опорой и поддержкой.

Впереди в нашем возрасте уже не очень много времени… Но когда думаешь о благодарных учениках, сердце наполняется счастьем — жизнь прожита не зря…

— Хотелось бы приоткрыть для наших читателей завесу  пути к вашему семейному счастью.

Сегодня Ваши дети —  дочь  Снежана Спиридоновна и сын Спиридон Спиридонович – успешные и уважаемые люди, ученые. Как вы их воспитывали  вместе со своим супругом Спиридоном Васильевичем? И чем занимаются Ваши внуки?

— Мои дети — люди науки. Одно могу сказать — они трудоголики, любят свою профессию.

Справка редакции: дочь Снежана Спиридоновна — доктор медицинских наук, академик Академии наук РС (Я), заслуженный деятель науки РС (Я), внештатный инфекционист Минздрава РС (Я), заведует кафедрой инфекционных болезней в МИ СВФУ, сын Спиридон Спиридонович — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник в Якутском научном центре комплексных медицинских проблем, краевед.

Старшие внуки: Максим окончил ординатуру, аспирантуру в МГУ имени М.В. Ломоносова, сейчас магистрант Высшей школы экономики, кандидат медицинских наук, работает врачом-неврологом в Московском научном центре неврологии, Илья — студент Первого медицинского Санкт-Петербургского университета имени академика И.П. Павлова. Юнона — студентка факультета живописи АГИКИ, Маша в этом году поступила в Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ.

Беседовала Юлия Фролова

Фото из семейного архива М. Бояровой

Читайте дальше