Индивидуальные особенности ребенка – в центре внимания педагога

Будучи еще юной, я решила, что хочу стать учителем. Получила профессиональное  образование педагога начальных классов и преподавала совсем недолго в школе. Волею судьбы ушла работать в дошкольное образование. И осталась на долгих 24 года.

Сейчас уже 9 лет, как переехала с маленькой дочерью в Усть-Неру. Было  начало октября, мы приехали лишь проведать родного человека. Как сейчас помню,  морозный воздух, искристый снег и самые потрясающие горы. Так было принято молниеносное решение – остаться.

Весной  2020 года пришла работать в Усть-Нерскую среднюю школу им. И. Хоменко педагогом-психологом.  А осенью по настоятельной рекомендации  Марии Семеновны Денешек, завуча школы, была назначена классным руководителем коррекционного класса. И поняла, что мне нравится, что вот это — мое! Поэтому всем настоятельно советую, невзирая ни на что, искать себя и находить себя в любимом деле!

Кабинет, в котором мы работаем, новый и хорошо оборудованный.  На сегодняшний день —  это  одна из самых уютных, теплых и светлых аудиторий. Обустроена она благодаря стараниям руководства школы и участию депутата Улусного Совета Владислава Владиславовича Житенева. На протяжение не одного года он является  нашим  бессменным благотворителем. Все праздники   класса не обходятся без его подарков.

Немного расскажу о нашем классе, наших делах и достижениях. В классном коллективе на протяжение трех лет учатся одни мальчишки и все они разного возраста. Сегодня это ученики 1, 5, 6, 7, 8 и 9 классов. Такой разновозрастный коррекционный класс, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка,   —  единственный на весь Оймяконский район.

У ребят есть желание и стремление учиться, но возможности  у каждого разные. Конечно же, не обходится без переживаний, тревог, порой и возмущений. Но все проходит, когда видишь любопытные глаза своих учеников и слышишь их  интересные и весьма заковыристые вопросы. За эти годы мы многому учились.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Пристальное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особенными детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких им людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с особенными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация.

Здесь мне большую помощь оказал опыт работы в детском саду.  Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами социума — это вовлечение его в творческую деятельность. Перед педагогами стоит задача помочь особенному ребенку развить и раскрыть его личностный потенциал.  Ребята  всегда информированы о том, что происходит в школе и вне ее. Класс, руководимый мной, принимает активное участие во внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, танцы, мастерят поделки и открытки для конкурсов. Дети также посещают различные кружки вне школы с учётом своих интересов: музыкальную школу, бассейн, секции фитнеса и футбола. Мы посещаем библиотеку, краеведческий музей, Дом культуры, ЦРДТ «Пегас». С удовольствием   участвуем во многих конкурсах школьного, поселкового, регионального и всероссийского уровней.

Результативность работы с детьми во многом зависит от умения педагога поддерживать их интерес как к собственным достижениям, так и к успехам через демонстрацию достижений  в форме публичного показа, участия в выставках, конкурсах и олимпиадах. Так была организована выставка работ, отражающая 4 темы: «Весна», «Космос», «Праздник Победы!», «Любимый герой из прочитанных произведений».  По итогам за первый год обучающиеся имели в своих копилках по 9-11 грамот и дипломов. А в прошлом году мы участвовали в республиканской научной-методической конференции «ХVI Ысыах Олонхо в Оймяконье: эпический вектор духовного развития народов Якутии в новых социокультурных условиях» и  были отмечены дипломом.

Мы учимся разговаривать, объясняться и возражать. Учимся рисовать правильно, лепить оригинально, вырезать точно, измерять верно. Учимся пришивать пуговицы, работать с молотком и лобзиком.  Вместе мы научились делать несколько видов салатов, можем приготовить 3 вида горячих блюд. Учимся ухаживать за животными, быть добрее и ответственнее. У каждого ребенка в классе имеется свое задание: уход за растениями, обновление информации в классном уголке, поддержание порядка в отсутствие учителя, сохранность библиотеки и настольных игр, своевременная подготовка поздравлений с днями рождения одноклассников, подготовка материалов для поделок и стендов. И все, кто ни побывал нашим гостем, отмечают особую ауру класса, душевную теплоту.

А как же без наших ангелов хранителей — мамы и папы? Это истина, когда говорят, что на мамах держится все: и бессонные ночи, и принятие диагнозов ребенка, и умение увлечь свое дитя, и быть  всегда рядом. Мне, как классному руководителю, повезло с мамами. Они всегда рядом: поддержат, успокоят, помогут. А папа у нас отличный! Это — Сергей Михайлович Виноградов. Он не только поставил в кабинете новые двери, но и  усилил освещение, закупил проектор, помогает и школе. Любовь Анатольевна и Сергей Михайлович  Виноградовы много лет от семьи готовят новогодние подарки всем детям класса.

В заключение хотелось бы сказать, что занятия с особенными детьми (я их называю ангелочками) направлены на то, чтобы научиться созидать, развить мелкую моторику,  творческое мышление, терпение, ответственность, научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих людей.

Хотелось бы поделиться некоторыми советами по организации работы с особенными детьми:

  • Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен.
  • Позаботьтесь об уважительной и доброжелательной атмосфере.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого, не навязывайте свое мнение.
  • Говорите о том, как вы рады совместному творчеству детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения: в каких-то поступках, в общении с ними, в преодолении своих страхов. Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер.

И в преддверии Нового года хочу пожелать всем новых свершений и высот, пусть весь год сопутствует удача и везение, ярких эмоций и положительного заряда на успех!

Милия Базаржапова учитель индивидуального обучения, классный руководитель коррекционного класса Усть-Нерской средней школы им. И.В. Хоменко

Читайте дальше