Без срока давности: Дальстрой в истории моей семьи

«Дальстрой — комбинат особого типа, работающий в специфических условиях, и эта специфика требует особых условий работы, особой дисциплины, особого режима», — сказал в своё время руководитель Советского государства Иосиф Виссарионович Сталин.

Человек всегда стремится сохранить память о близких и дорогих ему, его семье людях. Стремление узнать о жизни далекого предка натолкнуло меня на изучение прошлого моего прадеда — Севрук Феликса Александровича, 1912 г.р. Его жизнь  тесно связана с историей страны, с историей эпохи. Прошлое не имеет срока давности…

Дорога Магадан – Кадыкчан — Хандыга или Сталинский тракт, называемый в наше время федеральная автодорога «Колыма», для круглогодичного проезда прокладывалась более 70 лет. Ее строительство началось в 1932 году с центральной улицы Магадана — Колымского шоссе.

В течение многих лет с помощью тачек и лопат от бухты Нагаева через всю Магаданскую область прокладывались сотни километров к золотым недрам Якутии. Безошибочно можно сказать, что все старые поселки Колымо-Индигирского края выросли на месте бывших сталинских лагерей.  По сей день на территории Магаданской области и Оймяконского улуса отчетливо видны остатки промышленных зон, обогатительных фабрик, выработки пород, могилы заключенных с номерными знаками.

Дальстрой, или Государственный трест по строительству дорог и промышленному освоению Севера был создан Постановлением Совета  труда и обороны СССР 13 ноября 1931 года.  Промышленное освоение северо-восточного региона было связано с привлечением в широких масштабах рабочей силы.

Развернутая по всей стране ликвидация кулачества как класса, массовые политические репрессии отдельных граждан явились постоянно пополняющим источником самой дешевой рабочей силы на золотых и оловянных приисках отдаленного Севера.

Создание дальстроевской лагерной системы организации промышленного и транспортного освоения северных регионов Советского Союза в 1930-х в начале 1950-х годов явилось неизбежным порождением утвердившегося в то время политического режима.

В тяжелых северных условиях подневольным трудом лагерных рабочих, среди которых находилось много незаконно репрессированных по политическим и  идеологическим взглядам, были добыты миллионы кубометров горной массы и извлечены десятки тонн золота,  построены сотни километров автодорог. На строительство Колымской трассы в 1937 году для перемещения грунта на земляных работах использовались тачки, носилки. Тачку катали на расстояние 50-100 м. Нормы выработки на одного заключенного в день составляли 4,91 куб.м.

Одним из таких заключенных был мой прадед — Севрук Феликс Александрович, 1912 года рождения, уроженец деревни Ольховка Березинского района Могилевской области. Он был осужден тройкой НКВД БССР Могилевской области 3 ноября 1938 года на 10 лет лишения свободы.

Начало срока — 15 июля 1938 года. Прибыл для отбывания наказания в Магаданскую область 20 октября 1939 года, откуда освободился 15 ноября 1948 года.

После освобождения из мест лишения свободы, прадеда направили в ссылку на поселение на территории Якутии. Дата освобождения из ссылки в архивных документах, находящихся на хранении в УВД по Магаданской области, не указана. Об этом свидетельствует архивная справка  МВД России УВД по Магаданской области за № 3/2-Е-13 от 30 июля 2009 года.

Мой прадед, как и многие выжившие после лагерей «Дальстроя», не любил вспоминать и рассказывать о том, что ему пришлось пережить в те тяжелые годы. Удивительно, но жизнь не сломала его, по рассказам друзей нашей семьи и родственников, Феликс Александрович был улыбчивым, жизнерадостным человеком, очень общительным и любил музыку. Если не знать, какой путь ему был уготован судьбой, то никогда не поверили бы, что он прошел все стадии сталинских лагерей.

В апреле 1956 года его на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1956 года освободили от срока спецпоселения в Якутской АССР. Об этом есть справка, выданная прокуратурой Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) за № 13/22-09 от 24 июля 2009 года в ответ на запрос дочери Феликса Александровича уже после его смерти.

…Так строилась дорога, по которой мы часто ездим. Так складывалась история  нашего края, история страны, в которую свою лепту внёс и мой прадед. И какой бы она ни была, нам нужно помнить ее трагические страницы.

 

Елена Виноградова,

9 класс Усть-Нерской средней школы 

им. Героя России И.В. Хоменко

Читайте дальше