Александр Кустин: Музыка всегда будет идти по жизни с тобой

Учитель музыки — это не просто педагог, передающий знания о нотах и аккордах. Это человек, который умеет раскрывать души своих учеников, помогает им понять и почувствовать всю палитру эмоций, которую дарит музыка. На днях свой 70-летний  юбилей отметил Александр КУСТИН, преподаватель духовых инструментов  со стажем в 44 года. Мы побеседовали с ним о его жизненном пути, творчестве и  трудовой деятельности.

Детство, отрочество и любовь к музыке 

— Будучи маленьким, я ходил в музыкальную школу, но тогда цели стать профессиональным  музыкантом ещё не преследовал. Из нашей семьи с музыкой был связан  отец — Александр Иосифович, он  играл в городском духовом оркестре.  Кем я мечтал стать в детстве? Да я уже и не помню. Наверное, моряком, потому что у меня  была морская форма, и двоюродный старший брат был моряком.

Когда начались концертные выступления, записи на телевидении, и  в  4 классе «музыкалки»  я стал  играть в городском духовом и эстрадном оркестре, тогда уже  задумался о том, чтобы связать свою профессию с музыкой.  Окончив школу, поступил в Брестское музыкальное училище по классу кларнета. После учебы призвали в армию, где  так же играл  в оркестре Белорусского военного округа.

Оглядываясь назад, я бы ничего не менял. Быть музыкантом —  это  значит дарить людям радость и хорошее настроение. И вообще, музыка является  огромной частью нашей жизни. Как сказал  философ Фридрих Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой», — делится педагог.

Переезд в Усть-Неру: воспоминания былых времен

— После окончания училища я  работал во Дворце пионеров руководителем духового оркестра. В Усть-Неру меня пригласил друг, с которым мы вместе играли в эстрадном оркестре в г. Бресте. Здесь, в поселке, он вместе  с другими ребятами работал в ресторане «Солнечный», который тогда находился в нынешнем здании гостиницы. Вот так в 1981 году я вместе с женой Тамарой и годовалой дочерью Юлей  приехал в райцентр Оймяконья, где позже у нас родился сын Павел. В Усть-Нере дети окончили школу,  в том числе и музыкальную. Дочь овладела фортепиано, а сын играл на трубе, но по моим стопам дети  не пошли. Окончили престижные университеты в г. Санкт-Петербурге и сейчас живут и работают в Питере и Москве.  Есть внук Андрей, уже пятиклассник, на нем музыка «отдыхает», — смеется Александр Александрович.

— По приезде я стал работать  вместе с остальными музыкантами  в ресторане, где  нас  услышал директор  Усть-Нерской ДМШ Александр Онипко и пригласил на работу в это  учреждение культуры.

В 80-е годы музыкальная школа  была одним  из настоящих очагов культуры района, здесь работали больше 20-и преподавателей. Огромное фортепианное отделение  – 12 человек, из них половина — с высшим консерваторским образованием. Также были народное, духовое, скрипичное отделения. В 1984 году был создан духовой оркестр, который принимал активное участие в культурно-просветительской работе в Усть-Нере. В то время музыкальная школа   имела высокий образовательный уровень, и учащихся было около 200-250 человек.

Тогда «музыкалка»  располагалась по ул. Трудовая в общежитии, переделанном специально под школу. А в самом начале, в 1961 году, была лишь комната в Доме культуры, после  выделили здание на ул. Набережная. Дальше, как выше было сказано, школа располагалась в общежитии. И вот в 1986 году было построено нынешнее, третье по счёту здание. Большой вклад в стройку внесла артель «Таганья», которая пристроила концертный зал. Также, спустя время, большую помощь оказывал председатель ООО «Янтарь» Александр Карась, благодаря ему школа стала  светлее и теплее.

В эпоху перемен, в 1994 году, заведующая отделом культуры Валентина Дудогло назначила меня директором музыкальной школы, в этой должности я проработал до 2019 года – 25 лет. В самом начале  было непросто,  люди начали уезжать из Усть-Неры. Население посёлка  в 12 тыс. человек  сократилось примерно наполовину, значительно уменьшился и наш коллектив, — вспоминает наш собеседник.

О выдающихся учениках и переменах

— Многие  выпускники окончили музыкальные учреждения, но один из главных критериев нашей работы — это участие  и победы в конкурсах,  фестивалях, концертная деятельность детей. Одни  из лучших моих  учеников это — Артем Лазарев, окончил музыкальную школу, Омское музыкальное училище и тогда еще Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова; Кирилл Старицын – саксофонист, лауреат междугородных конкурсов; Алёна Сидорова – флейтистка, окончила Томское музыкальное училище. Один из первых лауреатов республиканского конкурса  Сергей Малыхин и так же лауреаты республиканского конкурса «Новые имена Якутии» Юрий Барсуков, Андрей Чеботарь, Владислав Меткий.

Не могу сказать, что учащиеся  со временем изменились, дети — это всегда дети. Но вот окружающая среда – да. Все вокруг  прогрессирует, возникают  новые явления, а наш классический мир музыки остается неизменным. Мы используем  консервативные методы   обучения. Раньше ничего же особо не было, народ в основном шел куда? В Дом культуры и  музыкальную  школу, осваивали театральное искусство  и музыкальные инструменты. В свое время в народном театре при ДК  ставили оперетты. Местные артисты исполняли роли с  живым музыкальным сопровождением. Люди всегда тянулись  к прекрасному и будут продолжать тянуться. У детей по-прежнему имеется желание учиться музыке, но у них большая  нагрузка в основной школе. А на смену прежним преподавателям приходят уже наши прошлые  воспитанники и выпускники – Диана Булгакова, Максим Василик, Александр Парешин.  Как говорится, им —  и  карты  в руки, — рассказывает Александр Александрович.

Преподаватель — о своем предмете и принципах обучения

— Обучение игре на духовых инструментах для детей — дело  нелегкое, но вполне досягаемое.  Главное —  это  желание, терпение и труд, чтобы добиться хороших результатов. Достаточно иметь элементарные музыкальные данные и упорство, чтобы научиться игре на любом инструменте.

Моим принципом обучения, в первую  очередь, выступает желание привить  любовь к музыке, ребенку самому должно это нравиться. Во-вторых,  научить учиться, что звучит немного каламбурно. В 1-2 классе важно заложить фундамент знаний и любви к инструменту, чтобы у ребенка было желание продолжать постигать мир музыки и развиваться в выбранном направлении.

На работу меня вдохновляют ребята, которые учатся здесь и которым это нравится. У меня было желание оставить преподавание, я уезжал из поселка, но не удержался и вернулся. Не смог оставить родное место и воспитанников. Если ты когда-то выбрал  музыку, она всегда будет идти по жизни с тобой.

История песни «Усть-Нера – это вам не Сочи»

— Я написал слова песни  и музыку к ним  для ребят детского дома по просьбе их руководителя Аллы Лобунец.  Они  на тот момент должны были отправиться в г. Николаев. Алла Владимировна сказала мне, что об Усть-Нере нет песни и надо бы исправить эту ситуацию. Ну, а я, недолго думая, взял и написал «Усть-Нера – это  вам не Сочи». Первыми ее исполнителями были Анастасия и Иван Скуратовы, которые сейчас  тоже  работают в музыкальной сфере.  И мне отрадно, что эту песню до сих пор знают и  поют дети нашего поселка. А на просторах интернета ее даже можно найти в нескольких современных обработках. Усть-Нера для меня —  это моя жизнь, здесь я добился всего, призвания и уважения,  а это дорогого  стоит, — подытожил А.А. Кустин.

Александр Александрович Кустин  является Почетным  гражданином Оймяконского района,  отличником культуры РС (Я), имеет Грамоту  Государственного Собрания (Ил Тумэн) за вклад в развитие культуры Якутии и еще множество других ведомственных наград.

 

Злата Азарова

Фото из личного архива  А. Кустина

Читайте дальше