Учитель музыки — это не просто педагог, передающий знания о нотах и аккордах. Это человек, который умеет раскрывать души своих учеников, помогает им понять и почувствовать всю палитру эмоций, которую дарит музыка. На днях свой 70-летний юбилей отметил Александр КУСТИН, преподаватель духовых инструментов со стажем в 44 года. Мы побеседовали с ним о его жизненном пути, творчестве и трудовой деятельности.
Детство, отрочество и любовь к музыке
— Будучи маленьким, я ходил в музыкальную школу, но тогда цели стать профессиональным музыкантом ещё не преследовал. Из нашей семьи с музыкой был связан отец — Александр Иосифович, он играл в городском духовом оркестре. Кем я мечтал стать в детстве? Да я уже и не помню. Наверное, моряком, потому что у меня была морская форма, и двоюродный старший брат был моряком.
Когда начались концертные выступления, записи на телевидении, и в 4 классе «музыкалки» я стал играть в городском духовом и эстрадном оркестре, тогда уже задумался о том, чтобы связать свою профессию с музыкой. Окончив школу, поступил в Брестское музыкальное училище по классу кларнета. После учебы призвали в армию, где так же играл в оркестре Белорусского военного округа.
Оглядываясь назад, я бы ничего не менял. Быть музыкантом — это значит дарить людям радость и хорошее настроение. И вообще, музыка является огромной частью нашей жизни. Как сказал философ Фридрих Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой», — делится педагог.
Переезд в Усть-Неру: воспоминания былых времен
— После окончания училища я работал во Дворце пионеров руководителем духового оркестра. В Усть-Неру меня пригласил друг, с которым мы вместе играли в эстрадном оркестре в г. Бресте. Здесь, в поселке, он вместе с другими ребятами работал в ресторане «Солнечный», который тогда находился в нынешнем здании гостиницы. Вот так в 1981 году я вместе с женой Тамарой и годовалой дочерью Юлей приехал в райцентр Оймяконья, где позже у нас родился сын Павел. В Усть-Нере дети окончили школу, в том числе и музыкальную. Дочь овладела фортепиано, а сын играл на трубе, но по моим стопам дети не пошли. Окончили престижные университеты в г. Санкт-Петербурге и сейчас живут и работают в Питере и Москве. Есть внук Андрей, уже пятиклассник, на нем музыка «отдыхает», — смеется Александр Александрович.
— По приезде я стал работать вместе с остальными музыкантами в ресторане, где нас услышал директор Усть-Нерской ДМШ Александр Онипко и пригласил на работу в это учреждение культуры.
В 80-е годы музыкальная школа была одним из настоящих очагов культуры района, здесь работали больше 20-и преподавателей. Огромное фортепианное отделение – 12 человек, из них половина — с высшим консерваторским образованием. Также были народное, духовое, скрипичное отделения. В 1984 году был создан духовой оркестр, который принимал активное участие в культурно-просветительской работе в Усть-Нере. В то время музыкальная школа имела высокий образовательный уровень, и учащихся было около 200-250 человек.
Тогда «музыкалка» располагалась по ул. Трудовая в общежитии, переделанном специально под школу. А в самом начале, в 1961 году, была лишь комната в Доме культуры, после выделили здание на ул. Набережная. Дальше, как выше было сказано, школа располагалась в общежитии. И вот в 1986 году было построено нынешнее, третье по счёту здание. Большой вклад в стройку внесла артель «Таганья», которая пристроила концертный зал. Также, спустя время, большую помощь оказывал председатель ООО «Янтарь» Александр Карась, благодаря ему школа стала светлее и теплее.
В эпоху перемен, в 1994 году, заведующая отделом культуры Валентина Дудогло назначила меня директором музыкальной школы, в этой должности я проработал до 2019 года – 25 лет. В самом начале было непросто, люди начали уезжать из Усть-Неры. Население посёлка в 12 тыс. человек сократилось примерно наполовину, значительно уменьшился и наш коллектив, — вспоминает наш собеседник.
О выдающихся учениках и переменах
— Многие выпускники окончили музыкальные учреждения, но один из главных критериев нашей работы — это участие и победы в конкурсах, фестивалях, концертная деятельность детей. Одни из лучших моих учеников это — Артем Лазарев, окончил музыкальную школу, Омское музыкальное училище и тогда еще Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова; Кирилл Старицын – саксофонист, лауреат междугородных конкурсов; Алёна Сидорова – флейтистка, окончила Томское музыкальное училище. Один из первых лауреатов республиканского конкурса Сергей Малыхин и так же лауреаты республиканского конкурса «Новые имена Якутии» Юрий Барсуков, Андрей Чеботарь, Владислав Меткий.
Не могу сказать, что учащиеся со временем изменились, дети — это всегда дети. Но вот окружающая среда – да. Все вокруг прогрессирует, возникают новые явления, а наш классический мир музыки остается неизменным. Мы используем консервативные методы обучения. Раньше ничего же особо не было, народ в основном шел куда? В Дом культуры и музыкальную школу, осваивали театральное искусство и музыкальные инструменты. В свое время в народном театре при ДК ставили оперетты. Местные артисты исполняли роли с живым музыкальным сопровождением. Люди всегда тянулись к прекрасному и будут продолжать тянуться. У детей по-прежнему имеется желание учиться музыке, но у них большая нагрузка в основной школе. А на смену прежним преподавателям приходят уже наши прошлые воспитанники и выпускники – Диана Булгакова, Максим Василик, Александр Парешин. Как говорится, им — и карты в руки, — рассказывает Александр Александрович.
Преподаватель — о своем предмете и принципах обучения
— Обучение игре на духовых инструментах для детей — дело нелегкое, но вполне досягаемое. Главное — это желание, терпение и труд, чтобы добиться хороших результатов. Достаточно иметь элементарные музыкальные данные и упорство, чтобы научиться игре на любом инструменте.
Моим принципом обучения, в первую очередь, выступает желание привить любовь к музыке, ребенку самому должно это нравиться. Во-вторых, научить учиться, что звучит немного каламбурно. В 1-2 классе важно заложить фундамент знаний и любви к инструменту, чтобы у ребенка было желание продолжать постигать мир музыки и развиваться в выбранном направлении.
На работу меня вдохновляют ребята, которые учатся здесь и которым это нравится. У меня было желание оставить преподавание, я уезжал из поселка, но не удержался и вернулся. Не смог оставить родное место и воспитанников. Если ты когда-то выбрал музыку, она всегда будет идти по жизни с тобой.
История песни «Усть-Нера – это вам не Сочи»
— Я написал слова песни и музыку к ним для ребят детского дома по просьбе их руководителя Аллы Лобунец. Они на тот момент должны были отправиться в г. Николаев. Алла Владимировна сказала мне, что об Усть-Нере нет песни и надо бы исправить эту ситуацию. Ну, а я, недолго думая, взял и написал «Усть-Нера – это вам не Сочи». Первыми ее исполнителями были Анастасия и Иван Скуратовы, которые сейчас тоже работают в музыкальной сфере. И мне отрадно, что эту песню до сих пор знают и поют дети нашего поселка. А на просторах интернета ее даже можно найти в нескольких современных обработках. Усть-Нера для меня — это моя жизнь, здесь я добился всего, призвания и уважения, а это дорогого стоит, — подытожил А.А. Кустин.
Александр Александрович Кустин является Почетным гражданином Оймяконского района, отличником культуры РС (Я), имеет Грамоту Государственного Собрания (Ил Тумэн) за вклад в развитие культуры Якутии и еще множество других ведомственных наград.
Злата Азарова
Фото из личного архива А. Кустина